Музей «Ладушка» в 2017 году принял участие в конкурсе «Школьный музей: новые возможности» 30.10.2017

Номинация 3.«Музейная история»

«…в детские годы важнейшим источником духовной жизни человека является мир вещей – их суть, причинно-следственные связи и зависимости…»

(В.А.Сухомлинский)

История возникновения музея «Ладушка»

Своё начало этнографический музей «Ладушка» берет в 2000 году. Воспитатель Гусева Татьяна Ивановна создала в своей группе маленький «островок» истории русского быта. Татьяна Ивановна старалась как можно больше рассказать детям о своём Отечестве, о истории его народа. Она проводила для своих воспитанников занятия по ознакомлению с русским бытом, принося старинные вещи из домашней коллекции. Занятия были настолько увлекательными и познавательными, что на них приходили и воспитанники других групп и педагоги. Таким образом, все предметы получили «постоянную прописку» в группе, и был создан мини-музей.

Татьяна Ивановна с радостью и любовью рассказывала и показывала о самых разных предметах: самопрялке, одежде, безмене, веретенах. И вещи получали второе рождение: оживали благодаря рассказам человека, который помнит и хозяина рубахи из тончайшего полотна, вышитой крестиком, и хозяйку юбки-понёвы….

Так возникла инициатива создания музея русского быта. Под экспозицию выделяется отдельное помещение, и создаются условия для организации и дальнейшего развития музейно-педагогической работы. Название музея - «Ладушка» возникло неслучайно. Ладушка - производное от Лада, в нём зашифрованы такие слова, как ладно, лад, уклад, то есть весь строй жизни, где всё должно быть хорошо, ладно, ведь люди должны жить в ладу друг с другом.

Многие годы руководителем музея была Нагибина Анна Васильевна, кандидат исторических наук. Под её руководством постепенно складывается творческий коллектив музейных активистов из числа воспитателей, родителей, добровольных помощников. Активно подключаются к музейной работе и новые сотрудники – воспитатели Назарова Елена Николаевна и Маракуца Марина Юльевна, которые подарили музею личную коллекцию предметов старинного быта. Татьяна Ивановна, Елена Николаевна и Марина Юльевна совместно с Анной Васильевной разработали цикл праздников, которые проводились ежегодно. Это «Дожинки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Троица» и т.д. Каждый из этих праздников соответствовал определённому времени года и народным обрядам, которые проводились на Руси в это время.

Экспозиция музея расширялась и пополнялась, родители, бабушки и дедушки несли вещи и предметы русского быта из дальних деревень и посёлков. Дети вместе с родителями отыскивали в дальних заброшенных уголках чердаков и сараев старинные предметы, посуду и кухонную утварь. В этих совместных поисках дети непременно узнавали интересные истории, связанные с их семьями, с их прошлым. Каждая вещь передавалась в дар и сопровождалась трогательной историей из чьей-то жизни.

Большинство музейных предметов в музее «Ладушка» (кроме опасных, крайне ветхих и стационарно закрепленных) находится в свободном доступе. Перед каждым занятием ребята несколько минут самостоятельно осматривают экспозиции музея. Детям разрешается брать старинные предметы в руки, осматривать, ощупывать, слушать, как они «звучат».

В 2005 году музей сертифицирован как этнографический музей «Ладушка».

Воссозданная обстановка русской избы дала ребятам возможность увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно, погладить рубелем рубаху. На экскурсиях в музей дети узнают порядок размещения семьи за столом, назначение кухонной утвари. Но самое главное, ребята усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ.

Создав Музей народного быта в детском саду, педагогический коллектив поставил перед собой следующие задачи:

  1. приобщать детей к миру искусства через этнокультурную среду музея;
  2. формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских народных традиций;
  3. воспитывать уважение к героическому прошлому нашей Родины;
  4. развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту русской природы;
  5. способствовать формированию представлений о формах традиционного семейного уклада;
  6. ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей;
  7. формировать предпосылки гражданской, патриотической позиции через эмоционально – познавательные возможности дошкольника.

Музей располагает постоянными и сменными экспозициями. Немало любви и мастерства было вложено в оформление уголков, посвященных русским традициям, народным ремеслам и промыслам. Предметы старины всегда вызывают живой интерес у детей.

Уголок орудий труда раскрывает дошкольникам тайны земледелия русских крестьян. Коса, серп, грабли – то, без чего невозможны полевые работы.

Уголок женского рукоделия рассказывает о том, какие приспособления использовали девушки для вышивания. В каждой семье была прялка, ее дарили в день рождения девочкам. Из мягких пород деревьев изготавливали простейшую машину для ручного прядения шерстяных и льняных нитей. Здесь у детей есть прекрасная возможность самим испытать себя в плетении или вышивании.

Большим интересом пользуется у ребят уголок предметов домашнего обихода. История о том, как стиралось и выпрямлялось белье, производит неизгладимое впечатление на девочек, так как в обычной жизни им не приходится сталкиваться с подобными трудностями. Рубель, валёк, скалка - предметы необходимые для глаженья.

Так повелось на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не вырезалось с такой любовью, как рубель.

Только на занятиях в Музее народного быта дети могут научиться держать в руках ухват и достать с его помощью чугунок с кашей из печки, пошевелить угли кочергой. Примерив на плечо коромысло, поиграть в веселую народную игру. С огромным удовольствием, затаив дыхание, ребята расставляют на столе старинную посуду: самовар, тарелки, чугунки, деревянные ложки, протирают ее расписным полотенцем.

Постепенно деятельность музея расширялась, проводилась работа патриотической направленности, ежегодные встречи с ветеранами ВОВ. Дети участвовали в ежегодном муниципальном конкурсе рисунка «Спасибо за жизнь». В 2007 году Мариной Юльевной Маракуца при непосредственной помощи родителя, входящего в состав инициативной группы музея, Ерохина Михаила Николаевича была создана экспозиция мини-музея «Великая Отечественная Война», которая постоянно пополнялась и приумножалась экспонатами с мест раскопок ВОВ, личными вещами семей, в которых жили ветераны ВОВ. А в 2015 году при непосредственном участии нового руководителя музея Светланы Константиновны Абрамовой была создана Книга Памяти «В нашей семье есть герой».

Задача любой экспозиции не только показать детям быт людей прошлых лет, но и донести до их понимания, что это - неотъемлемая часть нашей культуры.

На сегодняшний день музейно-педагогическая деятельность характеризуется следующими формами:

  • организация занятий в пространстве музея,
  • проведение народных праздников и гуляний («Дожинки», «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Жаворонки», «Троица» и т.д.),
  • участие воспитанников в творческих мероприятиях проводимых музеями Москвы,
  • организация для воспитанников встреч с интересными людьми (ветеранами ВОВ, мастеров-умельцев, музейных специалистов),
  • организация выездных экскурсий в музеи города,
  • организация экскурсий в музей «Ладушка» для гостей детского сада.

Главное, что делает наши занятия необычными и запоминающимися, это практическая возможность работы с подлинником, музейным предметом, имеющим историческую ценность. Дети могут «потрогать время», находятся в тесном общении с раритетом, реликвией.

В гости в музей приходят воспитанники из других образовательных учреждений. Наблюдая за детьми в музее, педагоги открывают их заново: для ребенка важны мельчайшие детали, на которые мы, взрослые, порой не обращаем внимания.

В музее «Ладушка» есть книга отзывов. В ней написано много добрых слов, подтверждающих принцип работы нашего музея: «Ценностям нельзя научиться, ценности необходимо переживать».